Главная  >  "Одно окно"  >  О службе «Одно окно»  >  Реформа административных процедур - насущная необходимость
Реформа административных процедур - насущная необходимость
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь Президент страны А.Г.Лукашенко отметил: «Проводимая нами дебюрократизация предполагает применение таких форм и методов деятельности, которые позволяют оперативно принять решения, максимально учитывающие законные интересы граждан. Создать комфортную жизнь для наших людей».

Продвигаясь по пути дальнейшей дебюрократизации, мы должны понимать, что интересы государства должны находиться в неразрывной связи с интересами общества, и работа всех государственных органов должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения.

В этой связи реформа административных процедур не просто разовая акция, а насущная необходимость, диктуемая самой жиз­нью. Цель проводимой в последние годы работы по дебюрократиза­ции и реформированию административных процедур заключается в том, чтобы эти процедуры были максимально простыми, четкими, понятными для всех, кто обращается в государственные органы и иные организации.

Следует сказать, что у нас уже есть серьезные достижения в этой области. В настоящее время принят целый ряд нормативных актов, регулирующих административные процедуры, проводится работа по претворению положений данных актов в жизнь. Бессистемная и противоречивая регламентация админи­стративных процедур, при которой практически каждое ведомство устанавливало свои собственные «правила игры» для граждан, сменилась целостной и последовательной системой правового регулирования.

Отметим наиболее значимые результаты проводимой работы.

Во-первых, это исключение ведомственного и существенное огра­ничение местного нормотворчества в отношении административ­ных процедур. Теперь порядок работы с гражданами должен регу­лироваться законодательными актами или постановлениями Пра­вительства Республики Беларусь и лишь в редких случаях актами местных органов власти.
Во-вторых, внедрение в практику работы государственных ор­ганов заявительного принципа одного окна, суть которого сводится к тому, что основное бремя по сбору различных документов и спра­вок перелагается с граждан на самих чиновников. Граждане теперь представляют только те документы, которые не могут запросить го­сударственные органы самостоятельно.
В-третьих, обращает на себя внимание разработка и утверж­дение на уровне указа Президента Республики Беларусь перечня административных процедур, которые осуществляются в нашем государстве. В данном перечне объединены процедуры из сотен различных нормативных правовых актов, что существенно облег­чает поиск и пользование такими процедурами.

Во исполнение требований Главы государства ведется работа по внедрению программного комплекса «Одно окно». Конечным итогом этой работы будет реализация возможности обмена необходимой информацией для осуществления административных процедур всех заинтересованных субъектов, работающих в системе.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 402) «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан», законодательно был утвержден порядок заполнения и представления гражданами документов и сведений, необходимых для получения справок, порядок выдачи справок, сроки их выдачи и действия, а также размер платы, взимаемой за выдачу справок. Дальнейшая детализация действий по процедурам закреплена в Регламенте осуществления административных процедур, выполняемых местными исполнительными и распорядительными органами Минской области по заявлениям граждан.

16 мая 2010 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», предусматривающий утверждение нового перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан.

Новая редакция перечня административных процедур направлена на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с осуществлением административных процедур, оптимизацию перечня документов, размера платы, сроков осуществления административных процедур в целях максимального облегчения решения гражданами своих повседневных вопросов.

В соответствии с новой редакцией перечня административных процедур осуществлена их систематизация. Так, количество административных процедур, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сокращено со 165 до 21, в сфере здравоохранения 31 административная процедура объединена в 2 процедуры.

Сокращен перечень документов, представляемых гражданами по административным процедурам. В частности, для выдачи отдельных справок исключена необходимость предоставления заявлений, свидетельств о рождении ребенка.

Сокращены также сроки совершения некоторых административных процедур (например, для выдачи справок о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, справок о начисленной жилищной квоте).

Уменьшен размер либо отменена плата за совершение отдельных административных процедур. Так, предусмотрена возможность бесплатной регистрации, выдачи (обмена) вида на жительство в Республике Беларусь, проездного документа Республики Беларусь, разрешения на постоянное проживание в отношении несовершеннолетних.
Кроме того, сокращены административные процедуры, невостребованные на практике, а также уточнены уполномоченные органы, в которые необходимо обратиться гражданам для осуществления административных процедур.

Документом предусмотрено, что административные процедуры могут осуществляться по заявлениям граждан только при условии их наличия в перечне административных процедур, утвержденном данным Указом. Это нововведение позволит избежать злоупотреблений, связанных с необоснованным введением на ведомственном уровне новых административных процедур.

Однако, несмотря на определенные достижения, сделать пред­стоит еще много. Сформированная правовая база в основ­ном ориентирована на граждан. Требуется дальнейшая разработка четкой пра­вовой основы для осуществления административных процедур с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В 2008 году в ходе проведения социологического мониторинга «Мнение населения Беларуси о состоянии работы по дебюрократизации государственного аппарата» был выявлен ряд недостатков в этой работе. Результатом чего стал План №15/515-116 первоочередных мероприятий по их устранению, утвержденный Главой администрации Президента Республики Беларусь В.В.Макеем.

В этой связи большое значение придается Закону Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административ­ных процедур». Одним из основных новшеств данного Закона яв­ляется распространение его действия не только на граждан, но и на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. При подготовке Закона учитывался и зарубежный опыт регламента­ции административных процедур.

Закон стал единым, комплексным и системным законодательным актом, устанавливающим унифицированные правила осуществления административных процедур. Он распространяет правила, ранее применяемые лишь в отношении работы государственных органов с гражданами при выдаче справок и иных документов, на отношения, возникающие в связи с осуществлением административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.

Применение этих правил позволяет упразднить ряд административных барьеров для субъектов предпринимательства в виде сложных, длительных и (или) дорогостоящих процедур получения необходимых разрешений (согласований) и тем самым активизировать предпринимательскую деятельность в республике.

По информации Минюста, основное кардинальное нововведение закона состоит в недопущении осуществления административных процедур, не предусмотренных законодательными актами или постановлениями Совмина (в отдельных случаях - решениями облисполкомов или Мингорисполкома).

Указанными актами определяются:

  1. наименования административных процедур и органы, их осуществляющие;
  2. перечни представляемых заинтересованными лицами документов, сведений;
  3. сроки осуществления административных процедур; сроки действия документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;
  4. размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур.

Вышеназванные вопросы не могут регулироваться другими нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными.

Еще одним нововведением закона является то, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как и в отношении граждан, будет действовать заявительный принцип «одного окна», в соответствии с которым для осуществления конкретной административной процедуры юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен будет обратиться только в один государственный орган или организацию и представить те документы или сведения, которые могут быть представлены только им. Все другие документы, которые имеются в иных госорганах, должен запрашивать сам орган, осуществляющий административную процедуру.

В соответствии с Законом процедуры стали более открытыми и доступными: информация о них должна размещаться на стендах в госоргане, а сам госорган при обращении заявителей должен разъяснять им их права и обязанности. О принимаемых в ходе административных процедур решениях орган обязан своевременно уведомлять заявителя.
Минюст совместно с иными государственными органами также прорабатывает вопрос о подготовке по итогам практики реализации закона Единого реестра административных процедур, содержащего информацию по административным процедурам, осуществляемым в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Предполагается, что ведение Единого реестра будет осуществляться Министерством экономики, а юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будет обеспечен свободный доступ к информации реестра.

© Слуцкий районный исполнительный комитет, 2008
Разработка БЕЛТА
Поддержка УП «Минская волна»
Rating All.BY