Главная  >  Экономика  >  Размещение наружной рекламы
Размещение наружной рекламы

Отдельные аспекты правового регулирования
рекламной деятельности

Нормативно-правовое регулирование рекламной деятельности.

    1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»;
    2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (данным постановлением утверждены 4 положения:

5. Постановление Министерства торговли, Министерства юстиции, Министерства информации от 30.03.2007 № 19/25/5 «О размещении (распространении) рекламы риэлтерскими организациями»;
6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
7. Решение Слуцкого районного исполнительного комитета от 25 октября 2013 г. № 3077 «О некоторых вопросах установления платы за размещение (распространение) наружной рекламы в Слуцком  районе

 

 Справочно: оперативная информация о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты - www.ncpi.gov.by;разъяснения по отдельным вопросам рекламной деятельности - www.mintorg.gov.by .

Признаки рекламы

Определение понятия рекламы содержится в статье 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Исходя из приведенного определения, информация будет являться рекламой при наличии совокупности следующих признаков:

    1. объект рекламирования (например, товар, работа, услуга, предприятие и т.д.);
    2. распространение в любой форме с помощью любых средств (наружная реклама, телевидение, радио, печатные средства массовой информации, интернет, листовки и т.д.);
    3. предназначена для неопределенного круга лиц;
    4. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, продвижение его на рынке.

Наружная реклама

Понятие определено в статье 2 Закона о рекламе:

наружная реклама – реклама, размещаемая (распространяемая) на внешних сторонах зданий (сооружений) или вне их с использованием технических средств, специально предназначенных и (или) используемых для размещения (распространения) рекламы, за исключением транспортных средств.
Разновидности средств наружной рекламы и их отличительные признаки содержатся в Положении о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах (далее – Положение).

Не регулируется законодательством о рекламе размещение (распространение):

  1. вывесок (за исключением вывесок рекламного характера);
  2. информационных табличек;
  3. учрежденческих досок;
  4. афиш;
  5. рекламы на оборудовании для хранения, перемещения, фасования, демонстрации и реализации товаров и т.п.;
  6. образцов товаров, результатов работ, услуг в натуральном виде, сфотографированных или нарисованных, информации о группе товаров ("продукты", "напитки", "овощи" и т.д.) или видах работ, услуг ("пошив одежды", "ремонт обуви" и т.д.), меню торгового объекта общественного питания, размещенных (распространенных) в витрине торгового объекта, аптеки или объекта обслуживания, если эти образцы, результаты, информация, меню не совмещены с иной информацией и в данном торговом объекте, аптеке или объекте обслуживания реализуются такие товары, работы, услуги;
  7. информации на транспортном средстве об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов на основании соответствующего специального разрешения (лицензии), либо о собственнике данного транспортного средства, товарных знаках и (или) знаках обслуживания, используемых для обозначения продукции, товаров, работ, услуг (далее - товар) указанных лиц, а также информации о продаже данного транспортного средства.

Актуальные вопросы

Как отграничить вывеску от вывески рекламного характера?

Техническое средство с информацией об организации, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляет деятельность данная организация, вдоль его поверхности в соответствии с Положением.

Отграничение вывески от технических средств наружной рекламы проводится по следующим критериям: размер поля технического средства и (или) содержание информации.Вывеска:

  1. техническое средство, имеющее площадь информационного поля не более 5,5 квадратного метра;
  2. техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, имени, отчестве гражданина, реализующих населению товары, виде и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, аптеки или объекта обслуживания, режиме их работы и иной информации, обязанность по размещению которой возложена на организации или граждан законодательством, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляет деятельность соответствующая организация, ее обособленное подразделение или гражданин, вдоль его поверхности, размещаемое в порядке, определяемом соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Например, вывеска с названием торгового объекта, наименованием организации, которой он принадлежит, юридическим адресом и режимом работы, площадью до 5,5 квадратных метра не носит рекламного характера в силу действующего законодательства и не требует оформления в качестве средства наружной рекламы.

Законодательством не установлено требование к организации о доведении до потребителя информации о группе товаров, реализуемых в принадлежащем ему торговом объекте, путем размещения на вывеске. Поэтому, например, размещение на здании информации «Строительные и отделочные материалы» или «Холодильники, стиральные машины, пылесосы» и т.п. является наружной рекламой и должно быть оформлено в соответствии с требованиями Положения.

Кроме того, определяющее значение имеет место размещения вывески. Она должна быть размещена на здании, в котором размещается организация или торговый объект этой организации. При этом, если в здании имеется один вход в эти организацию или торговый объект, а на здании размещается несколько аналогичных технических средств, только одно из них может являться вывеской, остальные технические средства будут техническими средствами наружной рекламы независимо от размера и содержания информации.

Если же в здании имеется два и более входов в организацию или торговый объект, все технические средства по количеству входов будут являться вывесками нерекламного характера при условии соответствия требованиям абзаца 3 пункта 2 Положения.

Что можно разместить в витрине, чтобы это не было отнесено к наружной рекламе?

По смыслу абзаца 6 пункта 1 Положения, витрина не является объектом наружной рекламы при условии соблюдения в совокупности следующих требований:

в витрине торгового объекта размещены образцы товаров в натуральном виде, сфотографированные или нарисованные, информация о группе товаров («белье», «одежда» и т.д.);такие товары реализуются в данном торговом объекте;иная информация в витрине отсутствует.

Требуется ли согласовывать размещение на стене здания указателя о той или иной услуге и оформлять на него паспорт средства наружной рекламы?

Согласно части пятой статьи 2 Закона о рекламе услуги (например, страховые услуги) наряду с товарами, работами, организациями, товарными знаками и т.д., являются одним из объектов рекламирования.

Таким образом, указатель с наименованием оказываемой услуги, размещаемый, например, на стене здания, является наружной рекламой. В силу пункта 2 статьи 13 Закона о рекламе, требований Положения, организация, решившая разместить такой указатель, должна согласовать его содержание в облисполкоме или Минском горисполкоме, а также в установленном порядке оформить на него разрешение – паспорт средства наружной рекламы.

Какую информацию допускается размещать на транспортном средстве без оформления разрешения?

Данный вопрос регламентируется пунктом 3 статьи 14 Закона о рекламе.

Информацию о себе на транспортном средстве могут размещать без оформления разрешения:организация или гражданин, которые на данном транспортном средстве осуществляют перевозку пассажиров и (или) грузов при наличии соответствующей лицензии;собственник данного транспортного средства.

К информации об организации (гражданине) или о собственнике транспортного средства относятся: наименование (фирменное наименование) этой организации; ее место нахождения, телефоны, электронный адрес; товарный знак или знак обслуживания, используемые для обозначения товаров и (или) работ, услуг этой организации.

Необходимо ли согласование и оформление паспорта наружной рекламы на конструкции с информацией о логотипе владельца автозаправочной станции (далее – АЗС) и стоимости топлива, размещенной на территории АЗС?

Согласно статье 1 Закона о рекламе к рекламе, в том числе наружной рекламе, не относится информация, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством. В соответствии с пунктом 1 Положения, к средствам наружной рекламы не относятся (и, соответственно, не требуют оформления) расположенные вне зданий (сооружений) технические средства, содержащие информацию, обязанность по размещению (распространению) которой на таких технических средствах возложена на организации или граждан законодательством.

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 4 декабря 2003 г. № 38 «Об утверждении Правил технической эксплуатации автозаправочных станций» на владельцев АЗС возложена обязанность по размещению на территории АЗС информационного табло с указанием ассортимента и цены отпускаемого топлива.

Таким образом, информационные табло с указанием ассортимента и цены отпускаемого топлива, расположенные на территории АЗС, к средствам наружной рекламы не относятся и оформления паспорта средства наружной рекламы на них не требуется. При этом информация о наименовании, логотипе владельца АЗС, его головной организации, размещаемая на таких информационных табло в целях определения их принадлежности определенному лицу, не является рекламой.

© Слуцкий районный исполнительный комитет, 2008
Разработка БЕЛТА
Поддержка УП «Минская волна»
Rating All.BY