Адрас:

223610, г. Слуцк, вул. Ленiна, 189

Тэлефон прыёмнай:

+375 (1795) 7-50-92

Факс прыёмнай:

+375 (1795) 7-59-92

Рэжым работы:

8.00 - 17.00, абед 13.00 - 14.00

Размещение наружной рекламы

Отдельные аспекты правового регулирования рекламной деятельности

Нормативно-правовое регулирование рекламной деятельности.

Закон Республики Беларусь «О рекламе»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (данным постановлением утверждены 4 положения:

Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации;

Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории;

Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах;

Положение о порядке согласования наружной рекламы и рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах областными (Минским городским) исполнительными комитетами).

Постановление Министерства торговли, Министерства юстиции, Министерства информации от 30.03.2007 № 19/25/5 «О размещении (распространении) рекламы риэлтерскими организациями»;

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Решение Слуцкого районного исполнительного комитета от 25 октября 2013 г. № 3077 «О некоторых вопросах установления платы за размещение (распространение) наружной рекламы в Слуцком районе

Приложение к решению Слуцкого районного исполнительного комитета от 25 октября 2013 года № 3077 «О некоторых вопросах установления платы за размещение (распространение) наружной рекламы в Слуцком районе

Справочно: оперативная информация о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты - www.ncpi.gov.by;разъяснения по отдельным вопросам рекламной деятельности - www.mintorg.gov.by .


Признаки рекламы

Определение понятия рекламы содержится в статье 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Исходя из приведенного определения, информация будет являться рекламой при наличии совокупности следующих признаков:

  1. объект рекламирования (например, товар, работа, услуга, предприятие и т.д.);
  2. распространение в любой форме с помощью любых средств (наружная реклама, телевидение, радио, печатные средства массовой информации, интернет, листовки и т.д.);
  3. предназначена для неопределенного круга лиц;
  4. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, продвижение его на рынке.

Наружная реклама

Понятие определено в статье 2 Закона о рекламе:

наружная реклама – реклама, размещаемая (распространяемая) на внешних сторонах зданий (сооружений) или вне их с использованием технических средств, специально предназначенных и (или) используемых для размещения (распространения) рекламы, за исключением транспортных средств.
Разновидности средств наружной рекламы и их отличительные признаки содержатся в Положении о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах (далее – Положение).

Не регулируется законодательством о рекламе размещение (распространение):

  1. вывесок (за исключением вывесок рекламного характера);
  2. информационных табличек;
  3. учрежденческих досок;
  4. афиш;
  5. рекламы на оборудовании для хранения, перемещения, фасования, демонстрации и реализации товаров и т.п.;
  6. образцов товаров, результатов работ, услуг в натуральном виде, сфотографированных или нарисованных, информации о группе товаров ("продукты", "напитки", "овощи" и т.д.) или видах работ, услуг ("пошив одежды", "ремонт обуви" и т.д.), меню торгового объекта общественного питания, размещенных (распространенных) в витрине торгового объекта, аптеки или объекта обслуживания, если эти образцы, результаты, информация, меню не совмещены с иной информацией и в данном торговом объекте, аптеке или объекте обслуживания реализуются такие товары, работы, услуги;
  7. информации на транспортном средстве об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов на основании соответствующего специального разрешения (лицензии), либо о собственнике данного транспортного средства, товарных знаках и (или) знаках обслуживания, используемых для обозначения продукции, товаров, работ, услуг (далее - товар) указанных лиц, а также информации о продаже данного транспортного средства.

Актуальные вопросы

Как отграничить вывеску от вывески рекламного характера?

Техническое средство с информацией об организации, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляет деятельность данная организация, вдоль его поверхности в соответствии с Положением.

Отграничение вывески от технических средств наружной рекламы проводится по следующим критериям: размер поля технического средства и (или) содержание информации.Вывеска:

    1. техническое средство, имеющее площадь информационного поля не более 5,5 квадратного метра;
    2. техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, имени, отчестве гражданина, реализующих населению товары, виде и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, аптеки или объекта обслуживания, режиме их работы и иной информации, обязанность по размещению которой возложена на организации или граждан законодательством, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляет деятельность соответствующая организация, ее обособленное подразделение или гражданин, вдоль его поверхности, размещаемое в порядке, определяемом соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Например, вывеска с названием торгового объекта, наименованием организации, которой он принадлежит, юридическим адресом и режимом работы, площадью до 5,5 квадратных метра не носит рекламного характера в силу действующего законодательства и не требует оформления в качестве средства наружной рекламы.

Законодательством не установлено требование к организации о доведении до потребителя информации о группе товаров, реализуемых в принадлежащем ему торговом объекте, путем размещения на вывеске. Поэтому, например, размещение на здании информации «Строительные и отделочные материалы» или «Холодильники, стиральные машины, пылесосы» и т.п. является наружной рекламой и должно быть оформлено в соответствии с требованиями Положения.

Кроме того, определяющее значение имеет место размещения вывески. Она должна быть размещена на здании, в котором размещается организация или торговый объект этой организации. При этом, если в здании имеется один вход в эти организацию или торговый объект, а на здании размещается несколько аналогичных технических средств, только одно из них может являться вывеской, остальные технические средства будут техническими средствами наружной рекламы независимо от размера и содержания информации.

Если же в здании имеется два и более входов в организацию или торговый объект, все технические средства по количеству входов будут являться вывесками нерекламного характера при условии соответствия требованиям абзаца 3 пункта 2 Положения.

Что можно разместить в витрине, чтобы это не было отнесено к наружной рекламе?

По смыслу абзаца 6 пункта 1 Положения, витрина не является объектом наружной рекламы при условии соблюдения в совокупности следующих требований:

в витрине торгового объекта размещены образцы товаров в натуральном виде, сфотографированные или нарисованные, информация о группе товаров («белье», «одежда» и т.д.);такие товары реализуются в данном торговом объекте;иная информация в витрине отсутствует.

Требуется ли согласовывать размещение на стене здания указателя о той или иной услуге и оформлять на него паспорт средства наружной рекламы?

Согласно части пятой статьи 2 Закона о рекламе услуги (например, страховые услуги) наряду с товарами, работами, организациями, товарными знаками и т.д., являются одним из объектов рекламирования.

Таким образом, указатель с наименованием оказываемой услуги, размещаемый, например, на стене здания, является наружной рекламой. В силу пункта 2 статьи 13 Закона о рекламе, требований Положения, организация, решившая разместить такой указатель, должна согласовать его содержание в облисполкоме или Минском горисполкоме, а также в установленном порядке оформить на него разрешение – паспорт средства наружной рекламы.

Какую информацию допускается размещать на транспортном средстве без оформления разрешения?

Данный вопрос регламентируется пунктом 3 статьи 14 Закона о рекламе.

Информацию о себе на транспортном средстве могут размещать без оформления разрешения:организация или гражданин, которые на данном транспортном средстве осуществляют перевозку пассажиров и (или) грузов при наличии соответствующей лицензии;собственник данного транспортного средства.

К информации об организации (гражданине) или о собственнике транспортного средства относятся: наименование (фирменное наименование) этой организации; ее место нахождения, телефоны, электронный адрес; товарный знак или знак обслуживания, используемые для обозначения товаров и (или) работ, услуг этой организации.

Необходимо ли согласование и оформление паспорта наружной рекламы на конструкции с информацией о логотипе владельца автозаправочной станции (далее – АЗС) и стоимости топлива, размещенной на территории АЗС?

Согласно статье 1 Закона о рекламе к рекламе, в том числе наружной рекламе, не относится информация, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством. В соответствии с пунктом 1 Положения, к средствам наружной рекламы не относятся (и, соответственно, не требуют оформления) расположенные вне зданий (сооружений) технические средства, содержащие информацию, обязанность по размещению (распространению) которой на таких технических средствах возложена на организации или граждан законодательством.

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 4 декабря 2003 г. № 38 «Об утверждении Правил технической эксплуатации автозаправочных станций» на владельцев АЗС возложена обязанность по размещению на территории АЗС информационного табло с указанием ассортимента и цены отпускаемого топлива.

Таким образом, информационные табло с указанием ассортимента и цены отпускаемого топлива, расположенные на территории АЗС, к средствам наружной рекламы не относятся и оформления паспорта средства наружной рекламы на них не требуется. При этом информация о наименовании, логотипе владельца АЗС, его головной организации, размещаемая на таких информационных табло в целях определения их принадлежности определенному лицу, не является рекламой.

Необходимо ли получать разрешение (оформлять паспорт) местного исполнительного и распорядительного органа для размещения вывески на торговом объекте или объекте обслуживания? Может ли быть несколько вывесок на одном здании? Может ли быть вывеска в виде электронного табло?

Согласно пункту 2 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 (далее - Положение):

вывеска – это техническое средство, имеющее площадь рекламного поля не более 5,5 квадратного метра, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации на русском или белорусском языке о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, имени гражданина, реализующих населению товары (работы, услуги), виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта, товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии), группе товаров или виде работ, услуг, режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин, за исключением технического средства, закрепляемого консольно;

вывеска рекламного характера - это техническое средство, имеющее площадь рекламного поля более 5,5 квадратного метра, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации, указанной в определении «вывеска», а также техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) иной информации об организации, ее обособленном подразделении или гражданине, не указанной в определении «вывеска», закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляет деятельность соответствующая организация, ее обособленное подразделение или гражданин, вдоль его поверхности.

Положением установлен Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (далее - Перечень). Вывески включены в этот Перечень (за исключением средств наружной рекламы, размещаемых на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны).

Таким образом, для размещения вывески не требуется оформление разрешения (паспорта) и заключение договора с местным исполнительным и распорядительным органом, предусматривающих оплату за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

В качестве вывески, не требующей оформления разрешения (паспорта) и заключения договора с местным исполнительным и распорядительным органом, предусматривающего оплату за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях), при наличии одного входа в торговый объект (объект обслуживания), может размещаться на здании (сооружении), в котором находится данный объект, лишь одно техническое средство наружной рекламы, соответствующее критериям вывески, определенным в пункте 2 Положения. Другое техническое средство будет являться вывеской рекламного характера, и должно размещаться на основании выданного разрешения (паспорта) и заключенного договора с местным исполнительным и распорядительным органом, предусматривающего оплату за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Также будет являться вывеской рекламного характера, например, техническое средство с площадью рекламного поля более 5,5 квадратных метра и содержащее информацию на иностранном языке либо иную информацию, не указанную в определении «вывески».

Справочно.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» реклама на территории Республики Беларусь размещается (распространяется) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу товарных знаков и (или) знаков обслуживания. В рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках.

Таким образом, текст на иностранном языке в вывеске может использоваться в рекламе без идентичного текста на русском и (или) белорусском языках, в том случае, если он является зарегистрированным товарным знаком и (или) знаком обслуживания.

При этом, в приведенном определении «вывески», а также в законодательстве о рекламе отсутствуют какие-либо требования и (или) ограничения по форме технического исполнения вывески. Это означает, что рекламодатель имеет право самостоятельно решать вопрос о том, из каких материалов, с помощью каких средств изготавливать вывеску (т.е. использовать ли для доведения до потребителей электронное табло или изготавливать вывеску в форме статичных букв, использовать ли подсветку и т.д.).

Учитывая изложенное, электронное табло может являться вывеской, если оно:

  • имеет площадь информационного поля не более 5,5 квадратного метра;
  • содержит только перечисленную в определении вывески информацию (всю или частично) исключительно на русском и (или) белорусском языках;
  • закреплено (но не консольно) на здании (сооружении), в котором организация, разместившая электронное табло, и (или) ее обособленное подразделение, осуществляют деятельность.

Рассматриваемое электронное табло будет являться вывеской только при условии отсутствия на здании (сооружении), в котором размещается торговый объект (объекта обслуживания), иных технических средств этой организации и (или) ее объекта, содержащих информацию, перечисленную в определении вывески.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это означает, что для размещения любого средства наружной рекламы необходимо получение согласия собственника места ее размещения.

О рекламных конструкциях, размещаемых без оформления разрешения.

Положением о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12 ноября 2007 г. № 1497 (далее – Положение), установлен Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (далее – Перечень):

  1. Вывески;
  2. Совмещенные с рекламой зонты, навесы, тенты, роллеты, ограждения, используемые при организации работы мелкорозничной торговой сети (мини-кафе, летних, сезонных кафе, палаток, киосков и другого), навесы над оконными проемами на зданиях (сооружениях);
  3. .Совмещенные с рекламой передвижные средства развозной и разносной торговли и размещенное снаружи оборудование торговых объектов и объектов обслуживания, включая банкоматы;
  4. Витрины торговых объектов и объектов обслуживания, в которых размещены образцы реализуемых в этих объектах товаров, результатов работ, услуг и (или) информация об этих товарах, работах, услугах, за исключением витрин, в которых размещена информация о скидках на такие товары, работы, услуги, игорных заведениях, азартных играх, товарных знаках или знаках обслуживания, используемых для обозначения алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий или иных товаров, работ, услуг, ограниченных или запрещенных к рекламированию;
  5. Плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 квадратного метра, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра, за исключением кронштейнов и средств наружной рекламы, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов;
  6. Средства наружной рекламы на территории рынков, за исключением средств наружной рекламы, размещаемых операторами наружной рекламы, и щитов с площадью рекламного поля 18 квадратных метров и более;
  7. Средства наружной рекламы, размещаемые в границах территории, отведенной под выездные ярмарки, передвижные аттракционы, цирки, зоопарки, театры и иные культурно-зрелищные мероприятия вне зданий, срок проведения которых не превышает 15 дней, и содержащие рекламу этих мероприятий;
  8. Средства наружной рекламы, размещаемые на зданиях (сооружениях) объектов придорожного сервиса;
  9. Технические средства на автозаправочных станциях с информацией о цене топлива, содержащие помимо предусмотренной законодательством информации наименование, логотип, товарный знак или знак обслуживания владельца автозаправочной станции;
  10. Технические средства с информацией о юридических лицах, ведущих лесное хозяйство, размещаемые на землях лесного фонда.

Примечание:

В соответствии с пунктом 4 Положения все перечисленные в Перечне средства наружной рекламы потребуют оформления паспорта, если они размещаются на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны.

Как видно из приведенного Перечня, вывески, витрины, плакатницы и иные выносные рекламные конструкции включены в него. Что это означает для рекламодателя (при размещении таких средств наружной рекламы он же является и рекламораспространителем)?

Из самого наименования Перечня следует, что информация, размещаемая (распространяемая) на этих средствах, является наружной рекламой.

Таким образом, на перечисленные в Перечне средства наружной рекламы, не нужно получать разрешение (оформлять паспорт).

Принимая во внимание то, что разрешения (паспорта) на указанные в Перечне средства наружной рекламы не оформляются, соответственно, с местным исполнительным и распорядительным органом не заключается и договор на размещение (распространение) наружной рекламы. Это означает, что размещение включенных в Перечень средств наружной рекламы не требует внесения платы в местные бюджеты за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях. Т.е. вывески, витрины, плакатницы и иные выносные рекламные конструкции рекламодатель может размещать бесплатно.

На практике часто возникают вопросы: рекламная конструкция с какой информацией будет являться вывеской? Что можно размещать в витрине без получения разрешения? Какие средства наружной рекламы подпадают под определение плакатницы или иной выносной конструкции?

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Положения вывеска – техническое средство, имеющее площадь рекламного поля не более 5,5 квадратного метра, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации на русском или белорусском языке о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, реализующих населению товары, виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта, товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии), группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и так далее) или виде работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и так далее), режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин, за исключением технического средства, закрепляемого консольно.

Из приведенного определения следует, что вывеской будет являться техническое средство наружной рекламы, которое обладает следующими признаками:

  1. площадь информационного поля составляет не более 5,5 квадратного метра;
  2. предназначена и используется для размещения (распространения) на русском или белорусском языке информации о:
  3. наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, реализующих населению товары;

    виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта; товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии);

    группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и так далее) или виде работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и так далее);

    режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством;

  4. закреплена (но не консольно) на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин.

Следует особо отметить, что вывеской может являться только такое техническое средство, на котором информация до потребителя доводится на русском или белорусском языке. Это соотносится с аналогичными требованиями статьи 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» о доведении до потребителей информации о продавце или исполнителе на русском или белорусском языке.

Только перечисленная информация может размещаться на вывеске. Размещение на ней любой иной информации, не перечисленной в приведенном определении, сделает вывеску вывеской рекламного характера, размещение которой требует и получения разрешения, и оплаты.

Вывеска отличается от вывески рекламного характера по двум критериям:

по размеру площади информационного поля;

по содержанию информации.

Так, вывеска превратится в вывеску рекламного характера, если площадь ее информационного поля будет больше 5,5 квадратных метра (даже при наличии лишь предусмотренной в определении вывески информации и размещении вдоль поверхности здания, в котором осуществляет деятельность субъект хозяйствования).

Не будет вывеской и конструкция с перечисленной информацией площадью не больше 5,5 квадратных метра, если она закреплена на здании (сооружении) консольно (т.е. крепится к поверхности здания только одной стороной под углом, например, перпендикулярно стене здания (консольно закрепленная конструкция в силу Положения является средством наружной рекламы – кронштейном, требующим получения разрешения и оплаты).

Размещение рекламы в витринах торговых объектов и объектов обслуживания также не требует получения разрешения и внесения платы, если в этих витринах размещены:

образцы реализуемых в этих объектах товаров, результатов работ, услуг;

информация об этих товарах, работах, услугах (к такой информации могут относиться: наименование их производителя, исполнителя или продавца; изображения товарных знаков (знаков обслуживания); наименования групп или видов товаров; указание стоимости товаров, работ, услуг; описание их потребительских свойств, наименование интернет-сайта, на котором содержатся сведения об этих товарах и другие сведения).

Примечание:

Согласно пункту 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22 июля 2014 г. № 703, витрина – это пространство между оконными рамами, застекленный прилавок, шкаф или стенд, используемые для демонстрации товаров, продукции общественного питания. Определение этого термина следует учитывать при оформлении витрины. Так, если перечисленная информация размещена между оконными рамами или нанесена на стекло снаружи краской или клейкой пленкой, это будет являться наружной рекламой, не требующей оформления разрешения и внесения платы. Если же окна торгового объекта или объекта обслуживания закрыты конструкциями (например, металлические рамки, на которые натянуты баннеры), они будут являться рекламными конструкциями, не включенными в Перечень, и, соответственно, в силу статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон) должны размещаться только при наличии паспорта средства наружной рекламы.

Однако из этого правила есть исключения: разрешение и внесение платы потребуется, если в витринах размещена информация о:

скидках на такие товары, работы, услуги;

игорных заведениях, азартных играх;

товарных знаках или знаках обслуживания, используемых для обозначения алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий или иных товаров, работ, услуг, ограниченных или запрещенных к рекламированию.

Так, например, если в витрине магазина разместить информацию о размере скидок, потребуется оформление паспорта средства наружной рекламы – витрины, а также внесение платы в местный бюджет. Аналогичная ситуация сложится, если в витрине магазина, реализующего пиво, разместить изображение товарного знака, используемого для обозначения пива определенного производителя. Размещение в витрине магазина, реализующего алкогольные напитки, например, изображения товарного знака, служащего для обозначения этих напитков, не допускается, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона наружная реклама алкогольных напитков запрещена.

Плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 квадратного метра, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра также могут размещаться без оформления разрешения в органах местной исполнительной власти, если они располагаются за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 2 Положения плакатница и иная выносная рекламная конструкция – техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, расположенное на земельном участке, крыльце, балконе или крыше здания (сооружения), но не закрепленное на них, и имеющее одно или несколько рекламных полей, за исключением тумбы.

Из этого определения и пункта 5 Перечня следует, что не потребуется оформлять размещение конструкций, которые соответствуют следующим критериям:

являются техническими средствами, специально предназначенными и используемыми для размещения (распространения) наружной рекламы;

имеют площадь рекламного поля до 1 квадратного метра;

расположены на земельном участке, крыльце, балконе или крыше здания (сооружения), но не закреплены на них;

имеют по одному или несколько рекламных полей;

располагаются вне пределов придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов;

не размещаются на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны.

Примечание:

В соответствии с пунктом 2 Положения рекламное поле – поверхность средства наружной рекламы, которая может быть использована для нанесения (воспроизведения) наружной рекламы. Это означает, что в площадь рекламного поля не засчитывается, например, металлический каркас (рамка) самой конструкции. Вместе с тем, в площадь рекламного поля плакатницы засчитывается вся поверхность, на которой может быть размещена реклама, а не только та, которая фактически занята рекламой.

Плакатница может быть как с одним рекламным полем, так и с двумя – с каждой стороны конструкции по рекламному полю. При этом, при наличии, например, двух рекламных полей для решения вопроса об отнесении конструкции к плакатнице или иной выносной рекламной конструкции (т.е. к техническому средству наружной рекламы, не требующему оформления разрешения) площади рекламных полей не суммируются.

Разновидностью плакатницы или выносной рекламной конструкции является штендер. Согласно интернет-источникам под штендером понимается переносная небольшая конструкция наружной рекламы (одно или двусторонняя, выполненная в виде раскладного «домика»), которая устанавливается на улице в непосредственной близости от компании-рекламодателя, небольшой рекламный щит. Исходя из такого понимания, и при соответствии приведенным выше критериям, штендер также не потребует оформления документов на размещение.

К плакатнице или штендеру (при соответствии приведенным признакам) также будут относиться и рекламные конструкции, содержащие информацию о меню, напитках и т.д., которые обычно перед входом в кафе выставляют их владельцы.

Примечание:

В силу статьи 2 Закона:

рекламой является информация, обладающая следующими признаками в совокупности:

содержит сведения об объекте рекламирования;

распространяется в любой форме с помощью любых средств;

направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

объект рекламирования - продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

Так, например, владелец кафе написал на плакатнице наименования и стоимость некоторых блюд из меню. В данном случае объектом рекламирования являются предлагаемые этим кафе блюда; информация об объекте рекламирования распространяется посредством наружной рекламы; целью размещения на плакатнице этой информации является привлечение внимания потребителей. Информация о наименовании кафе и указатель в виде стрелочки, размещенные на плакатнице, также будет являться рекламой, т.к. имеется объект рекламирования – наименование объекта обслуживания.

Из пункта 5 Перечня следует также, что не требуется оформление разрешения на размещение иных средств наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра. В данном случае речь идет уже не о выносных рекламных конструкциях, а об иных средствах наружной рекламы. В качестве примера таких средств можно привести рекламные конструкции на автозаправочных станциях (как правило, они размещены непосредственно на бензоколонках), представляющие из себя рамки, в которых рекламодатель размещает рекламу.

Если же средство наружной рекламы не относится к техническим средствам, приведенным в Перечне, его владелец должен получить разрешение на его размещение. Для этого необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (или уполномоченную им организацию), на территории которого планируется к установке средство наружной рекламы, с заявлением и документами, перечисленными в подпункте 9.11.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 февраля 2012 г. № 156.

Иные разъяснения по вопросам регулирования рекламной деятельности размещены на официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь www.mart.gov.by в рубрике «Вопросы-ответы/Регулирование рекламной деятельности».

Апошняя змена Аўторак, 10 Сакавік 2020 10:57